В общем ряду технических средств обучения особым образом выделяется семейство средств, характерной особенностью которых является возможность обработки и представления информации различных типов. К числу таких средств, получивших название средств мультимедиа, были отнесены устройства для записи и воспроизведения звука, фото и видео изображений. Если в ближайшее время появятся и получат распространение устройства для цифровой обработки запахов, то эти устройства также будут отнесены к семейству средств мультимедиа.
Важно понимать, что, как и многие другие слова языка, слово «мультимедиа» имеет сразу несколько разных значений.
Мультимедиа - это:
Однако лучше всего сущность этого явления описывает буквальный перевод: дословно multimedia означает “множественные средства передачи данных”.
Таким образом, в широком смысле термин multimedia означает спектр технологий информатики, использующих различные программные и технические средства с целью наиболее эффективного воздействия на пользователя (ставшего одновременно и читателем, и слушателем, и зрителем) за счет предоставления ему прямой информации.
Слово multimedia появилось в обращении специалистов по компьютерной технике и программному обеспечению более пятнадцати лет назад — как раз в те годы, когда вычислительные мощности персонального компьютера стали более или менее достаточными для обработки динамических потоков информации (прежде всего звука и видео), а также стали выпускаться периферийные устройства (звуковые карты, видеокарты), адекватно воспроизводящие эти данные. Например, первые звуковые карты не умели работать со стандартом MIDI, а видеокарты были неспособны отображать изображение в реальном цвете.
Со временем все изменилось: компьютер заговорил, командная строка сменилась графическим интерфейсом, и, наконец, была достигнута многозадачность — главная составляющая любой мультимедийной технологии.
Почему главная? Да потому что суть мультимедиа как раз и заключается в возможности одновременного отображения нескольких потоков информации различными средствами. Например, голос комментатора за кадром объясняет пользователю, что пытается донести до него проигрываемая анимационная вставка, в то время как в другом окне виден текст учебной статьи, обращение к которой не остановит ни аудио-, ни видеоряда. Таким образом, мультимедиа — это технология параллельной работы отличных друг от друга каналов подачи информации.
Итак, на наших глазах происходит становление нового класса программного обеспечения (пока не получившего собственного названия) — интерактивные приложения, насыщенные мультимедийными типами данных. Несколько лет назад широкой популярностью пользовались их предшественники — компьютерные презентации, фактически представлявшие собой слайд-шоу с заранее расписанным порядком следования кадров и минимальной сопроводительной информацией. А что же появилось теперь? Многочисленные электронные книги и словари, разнообразные справочники и учебники, интерактивные комиксы и многое другое. Даже презентации сегодня стали не только на порядок красочнее и интереснее (за счет добавления мультипликации, звукового сопровождения и видеовставок), но и обрели сложные, нелинейные сценарии.
Перечислим ряд частных задач, для решения которых необходимо прибегнуть к средствам мультимедиа:
? визитная карточка (школы или учителя на какой-либо конкурс);
? сборник аудио-, видеоматериалов;
? мультимедиа-руководства для обучения (собственные разработки);
? электронные копии документов с возможностью интерактивного просмотра с текстовыми и голосовыми комментариями;
Информация в мультимедиа-изданиях может быть организована различными способами:
? Интерактивный проект с меню и расположением информационных страниц в иерархическом порядке.
? Автоматически проигрывающийся ролик с повествованием (как правило, для удобства управления размещается навигационная панель).